Письмо о себе и письмо о Другой в женском автофикшене
компаративный анализ «Женщины» А. Эрно и «Раны» О. Васякиной
Аннотация
Статья обращена к рассмотрению двух автофикциональных текстов о смерти матери, франкоязычного и русскоязычного: «Une femme» («Женщины») А. Эрно 1987 г. и «Раны» О. Васякиной 2021 г. Соотношение «Другой» и «себя» в обоих текстах определяют оппозиции матери и дочери; умершей и живой; женщины – носительницы патриархальных установок о концепте «женскости» и женщины, их преодолевающей. Образ матери в обоих текстах универсализирован: у Эрно – через социо-исторический контекст, у Васякиной – через интертекст. Вместе с тем ключевым способом автохарактеристики субъекта в «Женщине» и «Ране» становятся наблюдения за своим гореванием и актом письма в процессе скорби. В основе обоих произведений – символическое путешествие нарраторки с целью принятия матери и своей связи с ней, стадиальное – у Эрно, нелинейное – у Васякиной. Такие «путешествия к принятию» установлены чертой группы женских текстов о материнской смерти: к ним принадлежат «Une mort très douce» C. де Бовуар – претекст «Женщины» и «And the One Doesn’t Stir without the Other» Л. Иригарей – претекст «Раны».