-
16
-
14
-
13
-
11
-
10
-
Город, в котором мы живем: станция «Одоевская», проспект Лермонтова, переулок Ильенкова, улица КуманьковаТом 9 № 1 (2024)
Будущее, как известно, во многом определяется знанием о прошлом. Проблема сохранения памяти сейчас достаточно актуальна, к ней обращаются политики, мыслители, деятели искусства. Особое внимание ей было уделено на Первом международном философском форуме «Осмысляя Россию», прошедшем в этом сентябре в Москве, на котором среди прочих была поднята проблема наименования столичных улиц. Осенний номер нашего журнала мы решили выпустить под эгидой сохранения памяти о значимых философах, писателях и художниках, трудившихся в Москве, таким образом концептуально развивая тему предыдущего, а именно: выбора нашего будущего.
Первый блок этого номера, посвященный философии в русской литературе, открывает статья Антона Кондратенко, который анализирует основные идеи и ищет скрытые смыслы в сказке Владимира Одоевского
«Городок в табакерке». Детская и, на первый взгляд, простая сказка содержит в себе потенциал для иного, философского прочтения, предполагает нравственные и политические сюжеты, в числе которых содержится критика философской концепции утилитаризма И. Бентама.
Иллюстрацией к статье служит работа выпускницы Школы философии и культурологии Елены Ашуровой, заслуживающая особого внимания. Художнице удалось не просто визуализировать сказку В.Ф. Одоевского, но и сохранить её идейную «многослойность».
Восприятие иллюстрации зависит от прочтения самого произведения о табакерке. Для кого-то на картине явно выделится свет, проникающий внутрь табакерки; другой обратит внимание на обезличенные силуэты, наполняющие механизм музыкальной шкатулки. Кажется, что внутренний мир нарисованной табакерки, как и в сказке, содержит в себе куда больше, чем мы можем представить. Можем ли мы «примерить» образы искусства к нашей повседневной действительности? Дает ли иллюстрация ответы на наши вопросы или, напротив, порождает ещё больше загадок?
Каждый читатель ответит на эти вопросы по-своему. Точно можно лишь сказать лишь одно: сказки, в которые мы верим, ещё живут на земле. Поэтому, наверное, даже самые невероятные мечты могут наводить нас на размышления, прямо связанные с нашей жизнью.
Продолжают блок две статьи, посвященные философскому анализу творчества Михаила Лермонтова и рассмотрению его поэмы «Демон».
Ренард Девликамов предпринимает попытку сравнения образов Демона в поэме Лермонтова и стихотворениях А. Пушкина для выявления и осмысления философских предпосылок художественного миросозерцания поэтов, отмечает полярность их взглядов на смысл жизни. Елизавета
Кожевникова обращается к анализу поэмы Лермонтова сквозь призму экзистенциальной философии С. Кьеркегора. В образе Демона выявляются пересечения с такими формами отчаяния, описанными Кьеркегором, как отчаяние возможности, герметизм и отчаяние-вызов.
Второй блок выпуска включает в себя три актуальные статьи. Мария Дынкина подробно разбирает критику советского философа Э.В. Ильенкова в отношении А.А. Богданова и других сторонников субъективизма. В своеобразной интерпретации махизма Богданова Ильенков видит прямой путь к построению технократического общества, что было реализовано, по мнению философа, в советском государстве. Интересны статьи двух белорусских исследователей. Глеб Личевский актуализирует социально-политические идеи Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина в ракурсе глобализационного проекта современности и эскалации турбулентности в международных отношениях. Полина Навицкая исследует белорусскую этическую мысль XVII века, производит сравнительный анализ трудов Л. Залусского и Т. Биллевича, выявляет специфику их этических идей, на которые, как отмечается, повлиял Аристотель, и связь с развитием европейской философской мысли. Любопытен практический характер их философии, в которой особое внимание уделяется моральным вопросам.
Завершают номер три статьи из блока об искусстве. Никита Покровский обозревает творчество художника-урбаниста Евгения Куманькова. В городских пейзажах Куманьков не просто изображает архитектурные формы, создает целостный образ Москвы как среды и живой памяти о прошлом ради нашего будущего. Игорь Молвинских исследует исторический контекст и анализирует средства музыкальной выразительности, задействованные Р. Штраусом для передачи в опере «Электра» духа новых общественно-культурных воззрений, оформившихся на рубеже XIX-XX веков. Композитор обращается к использованию неконвенциональных и провокационных музыкальных приемов, с течением времени «Электра» начинает восприниматься как образец экспрессионистского, экспериментального оперного произведения и как значимый представитель авангардистского театра Европы начала XX века. Юлия Ситникова рассматривает оперу Ф. Альфано «Сирано де Бержерак» – высокохудожественное произведение зрелого мастера, нашедшего для воплощения в музыкальном театре полюбившейся всему миру пьесы свой собственный язык.
Редакция журнала «Метаморфозис» благодарит Сидоренко Ирину Николаевну, доктора философских наук, профессора, а также заведующую кафедрой философии культуры Белорусского государственного университета, кандидата искусствоведения, преподавателя Московской государственной консерватории Сафонову Александру Анатольевну за помощь в подготовке статей этого номера.Редакция
-
Миры будущегоТом 8 № 4 (2024)
Дорогие читатели! В новом выпуске журнала «Метаморфозис» мы обратимся к теме возможных путей развития человечества и выбора будущего. Представляя этот выпуск, мы хотим подойти с позиции заинтересованного читателя. Мы постараемся рассказать вам о том, что может вызвать наибольший интерес и на что стоит обратить внимание при чтении представленных работ.
В этом номере мы публикуем обзор и статьи, подготовленные на основе докладов секции «‘‘Цифра & буква’’: как выбирать будущее?», прошедшей в рамках XIV международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ – «Мир/миры будущего», которая состоялась 5–7 октября 2023 г. Среди участников секции – преподаватели и аспиранты Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ, аспиранты МГУ им. М.В. Ломоносова и Российского государственного гуманитарного университета. На секции обсуждались пути развития современного человечества и следующие вопросы: Какое будущее мы выбираем, кто выбирает будущее и можно ли его выбирать? Возможно ли будущее без техники и механизма, без математики и без расчетов, без электросхем и фотодиодов, наконец, без вычислительных машин, компьютеров и цифры? К чему привела эволюция? Что было утрачено в ходе истории? Что безвозвратно исчезает с лица Земли? Что остается в противостоянии буквы и цифры?
Второй блок выпуска начинается с ряда статей, раскрывающих тему осмысления цифровой культуры современности, перспектив ее развития и образов влияния на человека. Любопытный подход, позволяющий переосмыслить ставшую привычной открытость в социальных медиа предлагает нам Сергей Луковенков. Автор показывает, как парадигма открытости и транспарентности в паноптическом пространстве массовых медиа ресурсов перерастает в механизм, который не только используется политиками для пропаганды, но также формирует отношение человека к миру и к себе, вызывая у последнего состояния страха и потери контроля.
Развивая тему цифровых технологий и конструирования новых парадигм, предлагаем обратиться к статье Ильи Соколенко, в которой читателю открывается сложный и непривычный, уникальный универсум литературных произведений, сотворенных в интернет-пространстве. Статья Соколенко позволяет взглянуть на стройную организацию новых форм проявления литературы, которую можно представить в виде уникальной цифровой вселенной или в качестве отдельного нарративного творческого жанра. Автор представляет анализ цифровых литературных проектов ‘‘SCP Foundation’’ и ‘‘Backrooms’’, как отдельных вселенных, с собственной многоуровневой архитектурой, стройным сюжетным наполнением и строго выдержанной стилистикой нарратива.
Статьи третьего блока посвящены рассмотрению места культуры и ее возможных ролей в современном обществе. Особый интерес в контексте определения значимости культуры в общественной организации представляет статья Дмитрия Жукова. В ней автор проводит анализ стратегии Н. Срничка и А. Уильямса по преодолению неолиберальной гегемонии в сравнении с существующей марксистской традицией. Жуков уделяет внимание критическому рассмотрению стратегии культурной борьбы с капитализмом, дополняя анализ марксистскими идеями контргегемонной культурной борьбы В. Ленина и А. Грамши.
Анализ роли культуры в обществе продолжает Денис Уразаев, в статье которого представлен анализ учения В. С. Соловьева о категории культуры в системе всеединства. Автор указывает на этапы культурно-исторического развития человечества, выделяет отдельно русскую культуру, противопоставляя западный и восточный пути развития. Значимая часть работы выделена для анализа связи религии и культуры, в том числе концепции Богочеловечества, как результата культурно-исторического развития общественной жизни и общественного сознания. Однако более основательно религиозные мотивы появятся в нашем выпуске дальше.
Последняя статья культурного блока перекликается с первой статьей выпуска – с работой Сергея Луковенкова. В обеих статьях феномен (в первом случае – беспомощность, во втором – смерть), ставший главным объектом исследования, вызывает у человека тяжелые, мучительные чувства, оставляя травмирующий след. Роман Шалганов подвергает философскому анализу вызывающие эти чувства образы визуальной культуры позднего средневековья – погребальную скульптурную форму transi. Анализ проведен через призму предложенного Жоржем Диди-Юберманом понятийного аппарата, центральным понятием которого является «раскол зрения». Автор анализирует способы избежания тревожащего «раскола зрения» и следующего за ним мучительного экзистенциально насыщенного «взгляда» могилы.
В статьях четвертого блока представлена религиозная проблематика. Каждая из статей по-своему раскрывает роли и значения религии и ее атрибутов. Первая статья блока, работа Александра Переплеткина, посвящена критике русским религиозным философом С.Л. Франком пари, предложенного Блезом Паскалем для демонстрации рациональности религиозной веры. Интересна работа, помимо прочего, тем, как автор высвечивает неоднозначности и тонкие моменты в критике Франком пари Паскаля. Указывая на интуитивистские корни позиции Франка, автор предлагает оригинальную критику интуитивистской позиции и соответствующих способов аргументации.
Во второй статье блока предложено рассмотреть животрепещущую философскую и остросоциальную проблему соотношения церкви и государства в экспликации Г.Ф.В. Гегеля. В данной статье Даниил Вишняков рассматривает проблему соотношения государства и церкви в труде Гегеля «Лекции по философии права». Автор проделывает глубокий исторический анализ для презентации исторической сводки о состоянии взаимоотношений церкви и государства в период немецкого Просвещения, в частности через оптику взглядов на эту проблему Мендельсона и Канта. Вишняков представляет анализ выстроенных Гегелем ролей и иерархический соотношений между церковью и государством. Оригинальность и значимость проделанной работы заключена также в выводе, существенном для выбранного труда Гегеля – в «Лекциях по философии права» Гегель принимает позицию «за» верховенство государственности над церковью.
Закрывает религиозный блок и весь выпуск статья Галины Шалимовой. В работе особенно любопытно представлены те формы и приемы, которыми авторы религиозной дедактической литературы пытались оказывать эмоциональное воздействие на читателей. Автор анализирует способы, которыми проповедники в дидактической литературе писали о проблемах духовной жизни XIV века. Отдельное место в анализе проблемы занимает язык проповеди, литературные особенности и приемы, использовавшиеся проповедниками для убеждения читателей.
Редакция журнала «Метаморфозис» благодарит доцента философского факультета РГГУ Владислава Михайловича Карелина за помощь при подготовке статей аспирантов РГГУ.
Читайте, комментируйте и подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях. Для наших читателей и подписчиков мы выложили видео лекций и докладов по философии техники, проведенных в рамках НИС «Современные проблемы социальной теории»: раздел «Социальная природа техники»! В семинарах участвовали студенты, аспиранты, преподаватели Школы философии и культурологии: И. Павлов, Е. Ненадыщук, И. Онегин. Руководитель семинара – ординарный профессор НИУ ВШЭ Татьяна Юрьевна Сидорина.Редакция
-
Множественность восприятий мира: от гармонии к хаосуТом 8 № 3 (2024)
Дорогие читатели, приветствуем Вас с очередным выпуском журнала «Метаморфозис»!
Новый 2024 год только начинается! Что он принесет нам? Пока неизвестно, но зато можно точно сказать, что принесет новый выпуск «Метаморфозиса»!
В этот раз вас ожидает большое количество материалов от наших молодых друзей из Беларуси, посвященных вопросам политики и нравственности. Алексей Бачун рассматривает концепцию эгоизма в работе Макса Штирнера «Единственный и его собственность». Как совместить эгоизм с альтруизмом? Чем разумный эгоизм отличается от импульсивного? И как все это связано с йогой и даосизмом? Читайте материал, чтобы узнать! Виктория Гнучих разбирается в методологических и эпистемологических аспектах теории культурного трансфера: в чем актуальность этой теории? В чем ее преимущества? Чем она отличается от стандартной компаративистики? Каковы политические импликации того и другого? За этим следуют две работы, связанные с философией Мишеля Фуко. Дарья Курачинская выявляет корреляцию концепций миметического желания Р. Жирара и новой «анатомии» власти М. Фуко. Автор полагает, что подобного рода исследования позволят расширить знания по вопросу насилия, а также наметить возможные пути разрешения конфликтов – в том числе, на уровне общественных и международных отношений. Алина Кучук изучает феномен «les anormaux», которому был посвящен ряд лекций Фуко, прочитанных им в Коллеж де Франс в 1974-1975 гг. В чем опасность социальных патологий? Почему психиатрия усугубила социальную изоляцию больных? И как безумие связано с властью? Все ответы внутри! Наконец, Полина Навицкая выявляет этические импликации тревоги в философии Ж.-П. Сартра и Р. Мэя, а также объясняет, почему тревога не только является естественной составляющей человеческой психики, но и способствует обретению нравственного смысла.
От политики и нравственности переходим к эстетике и богословию.
Мария Гриднева расскажет о первой междисциплинарной научной конференции молодых ученых «Религиозная мысль в философско-теологических исследованиях: история и перспективы» (25.09.2023): события, лица, факты.
В этом разделе мы представляем статьи участников конференции. Константин Матвеев рассматривает соотношение красоты и хаоса в эстетике Владимира Соловьева, выявляя связь последней с богословской и философской мыслью Античности. Попутно автор ответит на вопросы о том, почему красота подразумевает хаос, и о том, как разрешение вопросов эстетики поможет примирить философию с богословием.
Далее вас ждем блок статей конкретно религиозного и богословского характера. Петр Салов показывает основные вехи пути Эрнста Юнгера к христианству, привлекая для этого, помимо прочего, материал из дневников 1939-1948 гг. Почему Юнгер критикует политические идеологии и считает, что они ампутируют нравственность? Как возрождение христианской теологии поможет нам достичь лучшего будущего? Все ответы – в статье Петра Юрьевича. Серафим Стасенко берет на себя нелегкую задачу описать мистицизм Якоба Бёме как воплощение целостной философской интуиции о Боге и человеке.
Наконец, Варвара Литвинова переводит разговор о религии в область когнитивного религиоведения. Из статьи Варвары Андреевны вы узнаете о происхождении этого направления, его специфике и ценности для познания религии.Дорогие читатели! С Новым годом! Пусть жизнь каждого из Вас будет лучше, честнее, справедливее, пусть сбудутся ваши мечты и найдутся силы осуществить все свои планы. Что принесет нам будущее? Это зависит только от нас самих. Творите добро, верьте в добро и свои силы – всегда и везде.
Редакция
-
Многоликость восточной жизни и мыслиТом 8 № 2 (2023)
Дорогие друзья! Новый выпуск журнала «Метаморфозис» вновь обращается к исследованиям в области Востоковедения, рассматривая мир Востока с самых разных сторон его насыщенной жизни.
В сознании европейской культуры Восток всегда представлялся невероятным пестрым по содержанию полем, где духовное сочеталось с материальным, где разные регионы беспокоили различные проблемы, чаяния и задачи, и где народы Востока следовали своим идеалам и ценностям. Если прийти в востоковедение с позиции изучения строго определенной области, будь то религия или сфера культуры, нам никогда не удастся прочувствовать все многообразие восточной жизни, тем более если мы выберем остановиться на одном конкретном регионе.
Поэтому в лежащем перед читателем выпуске раскрывается многоликость восточной мысли. Тему религиозной эволюции поднимает Павел Гущин, обращая внимание читателей на развитие понятия «Боддхисатвы» в махаянском буддизме: если в предшествующей традиции буддистской тхеравады «Боддхисаттва» считался лишь одним из эпитетов Будды, то в традиции махаяны он становится деятельным актором религиозной жизни, что добровольно отдает себя на учение людей буддистским истинам и помогает им в обретении нирваны.
В буддизме также обнаружились и параллели с совершенно инаковой для него школой феноменологии Эдмунда Гуссерля. Мария Калинич указывает в своей статье, что школа виджнянавады и гуссерлевская феноменология одинаково отдают приоритет не трансцендентной составляющей вещей и природы, а непосредственной данности явлений и восприятий сознанию, самому процессу познания. И если феноменология, в силу господства западного рационализма, стремится из этого лишь улучшить наши способы познания мира, то буддизм наставляет последователей на практику медитации и разрыву с иллюзорным миром.
Но буддизм, появившийся в Индии, не исчерпывает собой всю ее культуру, что с готовностью показывает Анастасия Сухарева на примере актуальных проблем в индийском обществе. Для Европы индийское кино представляется чем-то далеким, порой кустарным, и связанным лишь с песнями и танцами. Но в своей статье автор указывает на перелом в гендерном сознании индийцев и связывает его с кинематографом, демонстрирующим приход общества к слому патриархальных и традиционных установок касательно роли женщины в брачной жизни.
Кино также находит упоминание в исследовании Сергея Наумова образа жизни самураев на закате их исторической роли. Отталкиваясь от кинокартины «Последний самурай» исследователь задается вопросом о соотношении реального и вымышленного, о подлинном положении дел в самурайском военном деле и анализу миссии прототипа главного героя фильма французского офицера Жюля Брене.
В исследованиях Японии также принял участие Оскар Рамеев, поставивший задачу изучения вовлеченности Японии в формирование целей устойчивого развития (ЦУР). Наряду с остальными странами, Япония включена в проблемную повестку антропогенной нагрузки на природу, а чтобы оценить ее усилия по разрешению экологических проблем, автор представляет уникальную модель оценивания ЦУР для государства. Отмечая, что Япония успешно прошла по всем пунктам оценочной модели, в исследовании предлагается применить эту модель для анализа и остальных государств.
Китай представлен в этом выпуске в двух статьях, посвященных кардинально разным областям культуры. Анастасия Левченко обратилась к теме традиционных китайских астрологических предсказаний. Автор показывает, как придворные астрологи пытались предвидеть грядущее в период неспокойной эпохи империи Тан, порой подстраивая объективные астрономические события под нужный им субъективный нарратив. Как видно, некоторые процессы не теряют актуальности и на сегодняшний день.
Петр Ткач же обратил свой исследовательский взор на китайскую литературу, поставив вопрос о том, насколько исторично описание одежды времен эпохи Сун в романе Ши Найаня «Речные заводи». Эта работа исследует вечную художественную проблему точности передачи быта описываемых в литературе времен, когда порой писатели искажают образ жизни своих героев, просто транслируя свою «моду» (раз уж речь зашла об одежде) на предшествующие эпохи.
Наконец, очень близкая к нам в плане методики и жанра тема раскрывается Александрой Атамановой и Ксенией Ахошиной в их статье, посвященной тенденциям развития востоковедения через анализ периодических журнальных изданий западных стран и, в частности, России. Выделив три периода развития исследовательских тенденций ученых-востоковедов, авторы обнаружили не только расхождение между Западом и Россией, но и разницу в исследовательских ориентирах московской и петербургской востоковедческих школ. Мы приглашаем читателя, после прочтения данной статьи, определить, к какой из школ относится лежащий перед ним журнал.
В этом выпуске мы постарались передать все многообразие Востока и его мысли, чтобы каждый из читателей обязательно смог найти то, что его увлечет, заинтересует и побудит к дальнейшему изучению богатой культуры Востока.
Мы рады, что вы, дорогие читатели, продолжаете интересоваться нашими публикациями. Благодарим вас за это также сердечно, как и авторов с редакторами, что продолжают вносить свою лепту в развитие журнала и науки. Оставайтесь с нами, ведь, даже несмотря на пройденный путь, все только начинается.
Наша редакция выражает признательность за помощь в подготовке номера преподавателю Школы востоковедения Марии Владимировне Ефименко и профессору Школы философии и культурологии Наталии Алексеевне Канаевой.Читайте, комментируйте, подписывайтесь на нас в социальных сетях!
Редакция
-
Музыкальная достоевианаТом 8 № 1 (2023)
Дорогие друзья! Очередной выпуск так заинтересовавшего читателя журнала «Метаморфозис» посвящен, главным образом, рассмотрению философских воззрений великого русского писателя-мыслителя Ф.М. Достоевского, также публикуем другие интересные материалы.
Тимофей Харитонов рассматривает особенности формирования оригинального эстетического мировоззрения Ф.М. Достоевского. Сравнивая развитие отношения русского писателя к философии Ф. Шиллера, развитие его отношения к сущности «прекрасного» и «утилитарного» в искусстве, Т. Харитонов показывает, как шиллеровские идеи явились фундаментом для самобытного христианского мировоззрения нашего великого соотечественника.
Анализируя рассказ «Сон смешного человека», Анастасия Илюхина сравнивает философские взгляды Ф.М. Достоевского на собственную жизнь с воззрениями Ф. Шеллинга, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Ницше, рассуждает об индивидуальности личности и эгоизме, взаимоотношении «юродивого» и «толпы».
Анализируя три ипостаси понятия «Другого» в романе В.В. Набокова «Дар», Елена Демьянова показывает раскрытие главным героем, Ф.К. Годуновым-Чердынцевым, своего творческого литературного дара и нелегкий путь обретения им себя.Тему номера в этот раз определил исследовательский проект, в котором участвовали студенты разных образовательных программ НИУ ВШЭ. В центре внимания авторов статей - связь творческого наследия Ф.М. Достоевского с музыкальной культурой.
Владислав Ладыгин представляет автобиографичную повесть Ф.М. Достоевского о жизни в Омском остроге «Записки из мертвого дома», ставшую литературной основой для создания чешским композитором Л. Яначеком оперы «Из мертвого дома». На примере авторской интерпретации режиссера И. Хержмана В. Ладыгин сравнивает литературный язык русского писателя и музыкальный язык чешского композитора.
Еще одно музыкальное воплощение произведения Ф.М. Достоевского анализирует Николай Малинин. По мнению исследователя, опера современного российского композитора А.П. Смелкова и либреттиста Ю.Г. Димитрина «Братья Карамазовы» уникальна и передает глубокие философские и религиозные идеи великого русского писателя.Статья Юлии Южаковой посвящена рассмотрению истории создания Ф.М. Достоевским романа «Идиот», а также рассмотрению музыкального языка композитора М.С. Вайнберга и литературного переложения драматурга А. Медведева, создавшим оперу по этому роману. Ю. Южакова показывает, как в опере через мир страстей, любви, интриг и загадочной духовности выражаются философские взгляды писателя на свободу и правду.
Елена Яковенко уделяет внимание влиянию музыки на жизнь и творчество Ф.М. Достоевского с одной стороны, а с другой – влиянию творчества самого писателя на музыкальную и театральную культуру. Автор рассматривает повесть «Белые ночи» и одноименную оперу композитора Ю.М. Буцко; также освещается биография великого русского писателя и его влияние на творческие изыскания композитора.
Музыкальную тему номера продолжает статья Инь Гофэн и Александры Анатольевны Сафоновой, в которой освещаются вопросы обучения певцов в Китае: этапы формирования системы преподавания, уровни подготовки, рассматриваются ВУЗы, где можно получить вокальное музыкальное образование, китайские вокальные конкурсы, а также приведены русские песни и романсы в педагогическом репертуаре Китая. Причину того, что русский романс занимает скромное место в китайской системе музыкального образования, авторы видят, главным образом, в отсутствии в Китае русско-китайских изданий хрестоматий и учебных пособий по русской вокальной лирике.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на нас в социальных сетях!
Редакция
-
Многоликий Восток: религия, политика, искусствоТом 7 № 3 (2023)
Дорогие читатели, представляем вашему вниманию третий выпуск седьмого тома журнала «Метаморфозис»! В этот раз мы решили коснуться темы Востока, рассмотреть самые разные ее аспекты. Ряд статей посвящен вопросу о буддизме, но есть и другие, не менее любопытные материалы.
Работы Никиты Баркова, Валерии Николаевой и Екатерины Чекалиной посвящены анализу труда известного британского филолога-индолога Энтони К. Уорда «Индийский буддизм». Статьи основаны на переводах фрагментов данной работы, в которых дается реконструкция важнейших концепций буддизма. Никита Барков рассуждает о реконструкции Уордером семи главных тем – теоретической и практической основы учения Будды. Валерия Николаева показывает, каким образом Уордер излагает буддийский закон причинности (пратитья-самутпада). Екатерина Чекалина анализирует реконструкцию Уордером социальной доктрины буддизма, тесно связанной с представлением о причинности и вытекающей из него идее о равенстве всех людей.
К этому блоку примыкает ряд других статей. Элина Котова рассуждает о принципе ахимсы (ненасилия) в мировоззрении и деятельности Махатмы Ганди, показывая личностные истоки его взглядов и их специфику на фоне традиционной индийской культуры: индуизма, буддизма и джайнизма. Айдар Фаряхутдинов исследует вопрос о взаимодействии синто и буддизма в Японии, доказывая, что буддистское учение преобразило синто на уровне мифо-ритуала, но не затронуло фундаментальных форм синтоистского мышления.
Екатерина Туманян задается вопросом о том, служит ли имагинативный ориентализм, западный образ Востока, лишь «агентом влияния имперализма», или в нем есть что-то помимо инструмента доминирования? Автор опровергает критику имагинативного ориентализма Э. Саидом, опираясь на литературное наследие Германа Гессе – повесть «Сидхартха» и роман «Игра в бисер». Ксения Ахошина показывает, как изменялся в России образ Китая в публицистической и научной периодике времен начала XIX – начала XX вв.
Следующие две работы связаны с литературными произведениями. Анастасия Жбанова, изучая произведение А.В. Дружинина «Русский черкес», показывает, как обманчивы литературные мифы и этнокультурные стереотипы. Статья Мариам Квелиашвили посвящена поэме XII-XIII вв. «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели. Мариам показывает, с одной стороны, вписанность образов главных героев поэмы в общую традицию грузинской литературы, с другой стороны – то, как эти образы изменились в персидской миниатюре последующих веков. В завершение номера Илья Онегин предлагает читателям ознакомиться с переводом текста Ханса Блюменберга о противопоставлении атомной морали и атомной стратегии.
Выражаем благодарность преподавателям Национального исследовательского университета «Высшая школа философии», оказавшим помощь и поддержку в подготовке этого номера – профессору Школы философии и культурологии ФГН Наталии Алексеевне Канаевой, доценту Школы филологических наук ФГН Алексею Владимировичу Вдовину, доценту Школы философии и культурологии ФГН Александру Владиславовичу Михайловскому и преподавателю Школы Востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики Марии Владимировне Ефименко.
Выпуск получился весьма «концентрированным», поэтому любителям восточной тематики данные работы точно покажутся интересными. Впрочем, приглашаем к ознакомлению и всех остальных.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на нас в социальных сетях!
Редакция
-
Противостояние технологий и человечности: литература и философияТом 7 № 2 (2023)
Уважаемые читатели, редакция журнала «Метаморфозис» рада представить второй выпуск седьмого тома. В этом номере мы предприняли попытку показать разные ракурсы одной проблематики – проблематики человечности – с позиций филологии и философии.
Филологи исследуют, как в литературе описывается уникальное экзистенциальное измерение героев, которые ищут себя среди конкретных вещей, слов, ценностей или ситуаций. Философы рассматривают человечность под другим углом. С ней не все так однозначно, ведь активное внедрение технологий в нашу жизнь ставит под вопрос само существование человечества.
Какие же статьи ждут нас в номере? Кулакова Анна пишет о том, как использование иноязычных слов (в музыке, искусстве, медицине) в рассказе Набокова «Весна в Фиальте» создает стереоскопическую картинку смыслов, аллюзий. Изображение жестокой реальности, циркуляции общественного насилия и выработка в себе гуманности в произведении «Семейство Тальниковых» периферийной писательницы конца XIX столетия А.Я. Панаевой изучается в статье Елены Браженко. Героем статьи Варвары Бурцевой стал А.П. Чехов. В статье рассматривается как описание взаимосвязи слов, вещей и окружающего пространства помогает понять экзистенциальное состояние героев. Гузеева Александра изучает историю рецепции произведений Льва Толстого в зарубежном литературоведении и искусстве. Статья Трубниковой Марии изучает рефлексию Шукшина над изменениями личности в условиях индустриализации и урбанизации в раннем СССР в книге «Беседы при ясной луне».
Философский раздел номера начинает обзор работ сессии по вопросам философии техники в рамках XIII ежегодной международной конференции Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук «Субъект и ответственность: природа, общество, культура», проходившей 6-8 октября 2022 г. Тематика секции – «Рефлексия о техники в русской философии ХХ-XXI вв.» – вызвала оживленную дискуссию. Читатели журнала могут познакомиться с основными положениями докладов и обсуждением.
В статьях Дианы Давлетшиной и Марины Жуковой представлены два различных понимания взаимоотношений человеческой экзистенции и технологий. В первой статье нас встречает критика индустриализма и технократии в интерпретации творчества Б.П. Вышеславцева; проблема личности в условиях технологической дегуманизации на примере построения социализма в раннем СССР. В центре внимания Марины Жуковой рассмотрение идеи органопроекции – представлении о технике как о проекции живого организма в философии П. Флоренского. В свою очередь Алина Жукова рассматривает взгляды Федотова и Бердяева на беспочвенность русской интеллигенции.
Редакция благодарит д-ра филос. н., профессора Школы философии и культурологии Ольгу Анатольевну Жукову за помощь в подборе статей и рекомендации авторов философского блока этого номера! А также мы благодарим авторов, принявших участие в создании номера, и выражаем благодарность всем читателям. Мы продолжаем расширять темы наших номеров, аудиторию и состав авторов. Читайте и просвещайтесь!
Редакция
-
Философия науки и философии ученых: общество, познание, личностьТом 7 № 1 (2022)
Дорогие читатели, рады представить вам первый выпуск очередного, седьмого тома журнала "Метаморфозис"! Выпуск на сей раз получился максимально разношерстный, потому что мы хотели поговорить с вами о науке в самых разных контекстах: философском, общественном, личном (или биографическом). Наука, в конце концов, не может существовать помимо конкретных ученых – людей со своими взглядами, особенными жизненными путями и ценностями. Ценностями, воплощенными, в том числе, в их научной деятельности. Поэтому в номере вы увидите как материалы, касающиеся науки в целом, так и своеобразные "портреты" известных ученых. Будут рассмотрены и концепции отдельных авторов.
Что ждет вас внутри? Анастасия Ауман разбирает и критикует концепцию математической вселенной М. Тегмарка, опираясь на современные дискуссии в философии физики и философии математики. Арсений Красников задается вопросом о том, испытала ли философия трансгуманизма влияние русского космизма – в его религиозной и научной ипостасях. Виктория Кукушкина рассматривает отношения человека, техники и науки – в их настоящем и возможных вариантах будущего. Сергей Луковенков рассуждает, на примере Паноптикона И. Бентама, об изменениях в области культуры надзора и прозрачности, связанных с развитием науки и технологий.
Как наше понимание ценности и значения науки влияет на восприятие нами ее крупных представителей? Игорь Тылкин отвечает на этот вопрос, опираясь на образ Галилео Галилея в пьесах Брехта и Стейвиса. Софья Игонина разбирает культурное влияние образа Луиджи Гальвани и его научных разработок в области электричества – от "Франкештейна" Мери Шелли до "Гиперболоида инженера Гарина" Алексея Толстого. Феликс Неев показывает религиозные и магические импликации научной деятельности Николы Тесла, а также зловеще-мистический образ этого сербского гения.
Является ли современная европейская наука наиболее универсальной формой объективного и достоверного знания или же она лишь один из видов локальных систем знания, которая обрела временную популярность? Ответить на этот вопрос в своих работах попытаются Андрей Бунин и Филипп Эмануилов.
В общем, выпуск интересный – читайте, соглашайтесь, спорьте! И подписывайтесь на нас в социальных сетях.Редакция
-
Доктор Фауст: между музыкой и философиейТом 6 № 3 (2022)
Дорогие читатели! «Метаморфозис» – это эксперимент, это променад по культурам и интеллектуальным традициям, это постоянный поиск смыслов. Журнал не стоит на месте, а расширяет свои горизонты ради своих читателей и авторов. Данный выпуск не похож на другие – в нем журнал обращается не только к философии, но и к литературе, и самое главное – к музыке. Добро пожаловать на страницы Тома 6. №3 журнала «Метаморфозис» и приятного чтения!
Ядром номера стали статьи, подготовленные студентами разных гуманитарных направлений (культурология, социология, история искусств) НИУ ВШЭ в рамках исследовательского проекта «Музыкальная фаустиана», который проводился под руководством профессора Т.Ю. Сидориной в 2021-2022 учебном году; также в номере представлена статья стажера-исследователя Московской государственной консерватории.
Текущий выпуск – результат культурно-философского исследования, направленного на выявление и анализ содержательного контекста, связи музыкальных произведений со знаменитой трагедией Иоганна Гёте «Фауст». В открывающей статье Михаил Фролов исследует воплощение фаустианских идей и образов в Сонате для фортепиано №1 Сергея Рахманинова, далее Александра Беспалькова анализирует концепт «фаустовской души» в опере «Фауст» Шарля Гуно, Издаг Мунгиева на примере Сонаты си минор рассматривает «фаустианство» в музыке Ференца Листа, Кирилл Афанасьев пишет о взаимосвязи Гёте и Густава Малера в контексте Восьмой симфонии. Помимо блока статей, посвященных «фаустиане», в номере представлена беседа Дарьи Умбиной и Н.В. Нивинской о наследии вокальной школы знаменитого русского певца А.Ф. Ведерникова, а также статья Евгении Солошенко о музее и частном коллекционировании в западноевропейских философских и художественных текстах 1920-1940-х гг.
Выражаем благодарность всем, кто принял участие в создании данного номера, а также нашим читателям за желание учиться и развиваться вместе с нами. Вдохновляйтесь и творите!
Редакция -
Философские дискуссии в русской мыслиТом 6 № 2 (2022)
Дорогие читатели! Мы возвращаемся к вам с новыми статьями – добро пожаловать на страницы Тома 6. №2 журнала «Метаморфозис»!
Данный выпуск целиком и полностью посвящен различным аспектам русской мысли – в нем мы постарались объединить обсуждение философских сюжетов как в творчестве классических русских философов, так и в сочинениях литераторов разных временных периодов. Нашей задачей было расширить ваши представления о том, в каком виде может предстать русская философия, особенностью которой всегда являлось сочетание мыслителей из разных интеллектуальных сфер в едином универсуме русской мысли.
В открывающей статье Владимир Перекотин изучает концепцию «точного знания» математика и философа Н. Бугаева. Далее Николай Рябчинский разбирается в парадоксе «подпольного» своеволия в творчестве Достоевского. Статья Тихона Шейнова – также посвященная писателю – предлагает нам интерпретацию романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в контексте философии Ханны Арендт. Следующие статьи посвящены философии Н. А. Бердяева. Дмитрий Певницкий исследует попытки Н. А. Бердяева и В. С. Соловьева понять, откуда берется зло, и преодолеть его, а Владимир Чернусь на примере философии Бердяева показывает возможность «онтологизации сознания». Арсений Бирюков обращается к идее провиденциализма в философии Н. А. Бердяева и В.Ф. Эрна.
Валерий Будянский размышляет о путях проникновения философского персонализма в русскую религиозно-философскую и богословскую мысль. Затем Руслан Джабраилов разбирается в философских дискуссиях, возникших в переписке Л. Толстого и Н. Страхова, а в закрывающей номер статье Александра Зонина размышляет о понятии «тоски» в легендарном «Котловане» А. Платонова.
Мы рады, что постоянные читатели продолжают следить за нашими публикациями, а новые пополняют нашу аудиторию! Благодарим вас, а также наших уважаемых авторов и членов редакции за неоценимый вклад в развитие журнала. Желаем всем новых интеллектуальных побед!
Редакция
-
Культура – философская рефлексия, философия языка и наука. Первые Спинозовские чтенияТом 6 № 1 (2022)
В текущем номере мы предлагаем вам окунуться в две контрастные, далекие друг от друга эпохи – XVII век и современность. Первый раздел журнала посвящен совершенно разным, порой неожиданным аспектам философии Бенедикта Спинозы – важнейшего мыслителя Нового времени, возможно, недооцененного, но тем более интересного для изучения.
В открывающей номер статье Петр Филатов рассуждает со Спинозой о понятии «человек», далее Денис Манаков обращается к спинозовской проблеме различия атрибутов, Тимофей Харитонов находит связь между Спинозой и Достоевским в контексте теодицеи, Дарья Хохлова рассматривает математику как философский метод Спинозы, а закрывает раздел совместная работа Ильи Крисанова и Дениса Манакова, в которой выявляется продолжение спинозовской теории воображаемого в концепции идеологии Луи Альтюссера.
Во втором разделе журнала опубликованы статьи, посвященные философскому осмыслению современных вопросов лингвистики: здесь вы сможете почитать о связи лингвистических исследований, компьютерных технологий, философии языка и философии науки. Михаил Сонькин разбирается с проблемой следования правилу в связи со злободневной для современной философии темой машинного обучения, Антон Бузанов пишет о «противостоянии» двух лингвистических фреймворков, Всеволод Поцелуев рассуждает о возможности лингвистического исследования и понятии «квалиа» в лингвистике, а в закрывающей номер статье Елизавета Клыкова подходит к изучению еще одного животрепещущего для науки и философии атрибута современности – искусственного интеллекта – через призму языковых моделей.
Спасибо вам, дорогие читатели, что остаетесь с нами! Мы выражаем благодарность вам, а также нашим уважаемым авторам и членам редакции. Спасибо преподавателям Школы философии Дарье Николаевне Дроздовой и Илье Ильичу Павлову, предоставившим статьи студентов, занимавшихся на их курсах. Мы рады расширять как читательскую аудиторию, так и состав наших авторов. Читайте, познавайте, удивляйтесь!
Редакция -
Искусство войны — искусство мираТом 5 № 2 (2021)
Дорогие читатели! Мы рады приветствовать вас на страницах очередного номера нашего журнала – 2021. Том 5. № 2. Этим номером мы завершаем учебный год.
Этот номер мы посвятили культуре во множестве ее воплощений. Прежде всего вас ждет весьма неоднозначная тема -- отражение войны в искусстве. Наши авторы подготовили ряд статей, в которых рассказывается о том, как, в первую очередь, композиторы в своих произведениях пытаются отразить наиболее тонкие, важные и тяжелые моменты военных событий. Так, Софья Григоренко познакомит с “Военным реквиемом” Бриттена; Анастасия Григорьева и Евгения Солошенко -- о Шостаковиче и его связи с европейскими композиторами; Алексей Холов -- о музыке атомных катастроф Хиросимы и Нагасаки. Завершают музыкальный блок “невоенная” статья Наталии Мелешковой о поиске “национального” музыкальной средой русских эмигрантов и посвящение известному музыковеду Ангелине Зориной – автору книги об одном из создателей русского симфонизма, композиторе Александре Порфирьевиче Бородине.
Кроме материалов о музыке, мы также предлагаем ознакомиться с работами о живописи. О сущности свободы в работах Булатова расскажет Максим Лукин, а значение художника-урбаниста Куманькова в осмыслении городской жизни раскрывает материал социолога, профессора НИУ ВШЭ Никиты Евгеньевича Покровского.
В завершение номера мы помещаем две статьи об “искусстве науки”. Егор Калинин покажет Гёте с неожиданной стороны -- как ученого и алхимика, и проследит путь становления Фауста через натурфилософские изыскания писателя. Арсений Шапиро, в свою очередь, расскажет об одном весьма изобретательном иезуите, homo universalis своего времени.
Спасибо вам, уважаемые читатели, что были с нами в этом году! Выражаем благодарность вам, а также нашим интересным авторам и членам редакции. Будем рады увидеться с вами в следующих выпусках!
Редакция -
Русская философия, история, литератураТом 5 № 1 (2021)
Дорогие читатели!
Мы рады видеть вас с нами на страницах журнала в 2021 году. В этом номере мы предлагаем статьи о российской истории, отечественной литературе и философских идеях наших соотечественников. Отдельное внимание в номере уделено вопросам воспитания и просвещения, а также оригинальной философии Владимира Бибихина. Не менее важной содержательной частью номера стали работы по анализу русской поэзии, причем не только хрестоматийных авторов. Предлагаем более подробно ознакомиться с кратким содержанием номера.
В открывающей статье вместе с Сергеем Лосевым мы рассматриваем вопрос о происхождении самого названия нашей страны через рецензию на книгу Б.М. Клосса. Далее, через труд Николая Новикова и письма Екатерины Великой, Илья Луховицкий и Арина Новикова знакомят с русской рецепцией западных идей воспитания и просвещения.
Второй блок статей посвящен раскрытию смысла поэзии таких авторов, как И. Жданов (“Контрапункт”), С. Гандлевского (“Устроиться на автобазу”), А. Блока. Наши авторы (А. Анютина, Т. Карпова, П. Негуляева) показывают, как тема судьбы и личной свободы проходит через работы указанных авторов, а также насколько важна в поэзии Блока тема злобы и злости. Помимо поэзии, в этой части номера мы предлагаем также ознакомиться со статьей Н. Токаревой о рассказе Набокова “Облако, озеро, башня”, где, опять же, всплывает тема судьбы и свободы. Пограничной работой становится материал А. Дьячкова о философском осмыслении В. Шаламова.
Последний блок – философский. Вместе с А. Чальцевой, М. Голубовым и А. Томашевской вы сможете проникнуть вглубь философии выдающегося отечественного мыслителя Владимира Вениаминовича Бибихина (1938-2004). Творчеству Бибихина были посвящены философские чтения, которые прошли в декабре 2020 г. на его родине – в г. Бежицк. На страницах нашего журнала мы впервые обращаемся к оригинальным идеям Бибихина. Авторы статей – участники Вторых Бибихинских чтений уделяют внимание взаимосвязанным концепциям “понимания” и “присвоения”, выведенным Бибихиным на первый план философских размышлений, и раскрываемых им с необычайной глубиной.
Завершает номер работа студента из Испании Х. Сота о восприятии П. Флоренского в работах испанских историографов. Мы выражаем благодарность нашим авторам, членам редакции, а также вам, дорогие читатели. Спасибо, и оставайтесь с нами!
Редакция -
Человек и техникаТом 4 № 3 (2020)Дорогие читатели, мы рады приветствовать вас на страницах декабрьского выпуска нашего журнала! Сейчас мы учимся и работаем в далеко не привычных для нас условиях, многое изменилось. Кому-то не хватает общения в аудитории, книжных полок библиотек, а кто-то приветствует перенос нашей жизни в онлайн-пространство. Редакция журнала "Метаморфозис" настроена оптимистически, в новый 2020/2021 учебный год мы пришли, как обычно, в обновленном составе и надеемся, что новые условия игры не помешают продолжению нашей публикационной работы и встречам с читателями. А поскольку многие из нас проводят вечера (и не только) дома, мы предлагаем скоротать зимнее время за чтением статей нового номера нашего журнала.
Тема этого номера навеяна техническими переменами и изменениями в жизни человека и общества. Мы все так или иначе причастны к ним, и одно только дистанционное образование уже подтверждает это. Проникая во все сферы жизни, техника становится неотъемлемым атрибутом существования или даже выживания человека. Философская рефлексия над подобной ситуацией в отдельных случаях может помочь человечеству преодолеть кризис, который ему пророчат различные исследователи, связывающие закат человечества с эпохой технологий.
В силу того, что тема номера достаточно специфична, мы решили отобрать самые интересные, содержательные работы. Открывает номер обзорная статья Арины Лепиловой о двух взглядах на будущее техники: технооптимизм и технопессимизм. Одна из насущных проблем: какое место человек может обрести в технологизированном мире? А. Маслова рассматривает вопрос о существовании “гибкого человека”, вытесняющего представление об “экономическом человеке” традиционного капитализма, Полина Лелейкина критически анализирует значение интернета и его влияние на политическую роль индивидов через концепцию Е. Морозова, Павел Гущин раскрывает специфику теории органопроекции и рефлексирует над тем, не находит ли человек в технике продолжение самого себя. Завершает этот блок статья Марии Федоровой, посвященная взгляду на трансгуманиста как “человеческого бога” в высокотехнологичном обществе.
В своей увлеченности техникой мы не забываем и о других направлениях гуманитарных исследований! В этот технический номер мы добавили статьи по литературе и социальной философии. Зульфия Музипова поднимает вопрос о вкусах русского читателя XIX века, Вера Костюкова предлагает непривычный ракурс рассмотрения изученного, казалось бы, вдоль и поперек «Евгения Онегина», не перестающая быть актуальной проблема антиутопий и инструментов надзора раскрывается Сергеем Луковенковым.
Мы выражаем благодарность всем членам редакции, а также нашим авторам, предоставившим свои работы для этого номера. Спасибо вам, оставайтесь с нами! Редакция -
Культура - традиции и современностьТом 4 № 2 (2020)Дорогие читатели, друзья, перед вами номер, которым мы завершаем 2019/2020 учебный год. На улице весна, а мы учимся дистанционно. Отовсюду мы слышим призыв «Оставайтесь дома!». Ну, что же! Мы решили пораньше выпустить очередной номер нашего журнала, надеемся, что номер вызовет интерес.
Мы представляем статьи молодых ученых, студентов, учащихся магистратуры разных образовательных программ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», посвященные вопросам культуры, ее истории и современности. Авторы обсуждают широкий спектр вопросов: элементы архаичного искусства, самоценность комического, феномен эстетического, сущность искусства, аспекты музыкального мировосприятия, язык как элемент культуры, сущность человеческого духа и многие другие. Как всегда, мы хотим порадовать Вас оригинальным оформлением статей. И благодарим преподавателей за помощь в подборе статей: Г.А. Вострову, Н.Б. Афанасова, Е.Н. Князеву, И.Н. Инишева.
Желаем всем хорошего завершения учебного года, успешных экзаменов и защит! Читайте «Метаморфозис», пишите нам, давайте сотрудничать!
Редакция -
Опыт техникиТом 4 № 1 (2020)Дорогие читатели, техническое опосредует и структурирует человеческий опыт во всем его многообразии. Несмотря на это, философия приучена рассматривать технику в отрыве от не технических, на первый взгляд, видов деятельности. Homo creator потеснил homo faber везде, где проективное мышление встало выше способности к репетативному воспроизводству уже известного и доступного. Способность к изобретению, к переопределению правил и алгоритмов составляет интригу человеческих творений. Однако требуется интеллектуальное усилие для того, чтобы перекинуть мост от техники – с одной стороны, к науке, искусству и политике – с другой. Мысль о тривиальности обнаружения проективного мышления во всем, к чему человек прикладывает руку, обманчива. Тотальность технического мышления запросто оборачивается ее незаметностью.
Статьи, представленные в номере, делают видимым то, что то и дело рискует раствориться в «само собой разумеющемся». Хитросплетения научных открытий и художественной литературы, хореография, музейные экспозиции и политические идеи прошлого как материал для археологии знания о технике, в конце концов, главный интригующий вопрос – откуда берется образ злодеев из комиксов? – на каждом из этих пунктов следует остановиться подробнее. Опыты техники требуют своей разгерметизации, высвобождения из-под гнета обыденности, иначе они рискуют остаться лишь отзвуком человеческих дел – рутиной. Вовсе не кажущаяся эклектичность тем под общим козырьком вопроса о технике, техниках и технологиях становится здесь ответным жестом на нашу растерянность: что это за опыт, откуда он происходит и к чему может привести? Просматривающиеся общие черты, казалось бы, оторванных друг от друга сфер жизни говорят о том, что нам еще только предстоит артикулировать место техники в конструировании повседневности.
Редакция -
Люди России - прошлое, настоящее, будущееТом 3 № 3.2 (2019)
Дорогие читатели, представляем вам вторую часть третьего выпуска за 2019 год - чуть ранее мы писали, что в этот раз получилось больно много хороших статей. Не опубликовать мы их не могли, поэтому встречайте!
Во второй части вы увидите продолжение анализа русской мысли, истории, культуры - в самых разных аспектах. Кирилл Мартемьянов рассуждает о том, как мышление в вере С.Л. Франка помогает преодолеть ницшеанский нигилизм. Даниил Борисов показывает пересечения мысли Вл.С. Соловьева ("Теоретическая философия") с философией Гуссерля ("Картезианские медитации"). Алискендир Инков сравнивает подходы Соловьева и Ауробиндо Гхоши к критике позитивизма и социализма, а также то, какую роль оба мыслителя определяли для религии в деле преодоления кризиса современного мира.
Ирина Кирилова раскрывает содержание историиософии В.С. Печерина: возможность объединения православия с католицизмом, историческая роль русского народа и цикличность истории.
Дарья Щепочкина анализирует русскую поэзию. На примере работ Жуковского и Некрасова она показывает, как народные поверья отражаются в поэзии, влияют на ее содержательный и формальный аспекты. Ксения Костомарова говорит о японских реминисценциях в поэзии О.Э. Мандельштама. Анастасия Красильникова на примере акции "Женская историческая ночь" рассуждает о пространстве города как репрезентации гендерных установок и том, как с этим пространством может работать современный феминизм.
Любовь Чиркина показывает, каково значение православия для формирования современной русской национальной идентичности, а также то, насколько православие развито в России помимо этой идентичности. Виктория Рыжкова устанавливает специфику иконописи по сравнению с остальными сферами изобразительного творчества - можно ли отождествлять иконописца и художника? Валерия Осипова рассматривает утопические идеи В. Ф. Одоевского: значение образования и духовно-нравственного развития в деле построения идеальной России будущего.
Читайте, делитесь своими впечатлениями и ждите следующих выпусков!Редакция
-
Люди России - прошлое, настоящее, будущееТом 3 № 3.1 (2019)
Дорогие читатели, перед вами очередной номер журнала «Метаморфозис» – третий в 2019 году. Этот номер мы решили целиком и полностью посвятить русской культуре. Мы не ограничивали себя в выборе проблем, эпох и персоналий. На страницах номера вы увидите как персонажей хрестоматийных (в статье Д. Сметанина о быте юного Петра I), так и малоизвестных (в статье И. Афанасьевой об итальянских пейзажах Штернберге и Раева).
В этом году наша редакционная команда значительно расширилась. К секциям по философии, истории и филологии добавились секции искусствоведения и прикладной культурологии. А в дальнейшем нас ждут публикации лингвистов.
Мы продолжаем наше сотрудничество со студентами и сотрудниками других университетов (А. Чередина и А. Григорьева; исторический факультет МГУ). В будущем мы хотим расширить нашу «географию» и планируем привлекать еще больше коллег из других университетов. Все это обусловило весьма значительный поток материалов, и после отбора у нас осталось 24 статьи. Поэтому мы решили сделать два выпуска нашего номера о русской культуре. 2019.Том.3. № 1. Вып. 1. мы представляем в декабре. А Вып. 2. выйдет через месяц.
Тематически статьи распадаются на 3 крупных блока: русская философия, русское искусство и русская история. Среди них ряд статей анализируют сюжеты современной культуры, большая же часть авторов обращаются к русской культуре XVII – XIX вв. Галерея героев получилась очень разнообразной: философы Соловьев, Бердяев и Франк, художники Сомов и Левицкий, цари Василий Шуйский и Петр I, граф и графиня Румянцевы и многие другие.
И напоследок несколько слов о тех, без кого этот номер не появился бы. Выражаем особую благодарность преподавателям Школы философии ФГН д.филос.н. О.А. Жуковой и к.филос.н. Е.В. Бессчетновой за помощь в подготовке номера.
Редакция -
Культуры и эпохиТом 3 № 2 (2019)
Дорогие читатели, мы рады представить Вам новый номер, посвященный культуре во всех ее проявлениях. Искусство, образование, религия, язык – читайте об этом на страницах нашего журнала.
В этом выпуске мы пытаемся показать, как искусство влияет на людей – сплачивает их или разобщает. Язык делает возможным коммуникацию и является основным звеном в создании и уничтожении идеологии. Авторы рассуждают над тем, возможно ли создать один универсальный язык, который облегчит взаимоотношения между представителями разных традиций.
Культурным отражением действительности является театр, он показывает различные грани нашей жизни. От политических столкновений до любовных драм: театру подвластно все. Отдельные статьи нашего номера посвящены театральному искусству, а также литературе – другому важному отражению реальной жизни. Исследователи в новом номере размышляют над тайнами пушкинских героев и рассказывают об акцентах, расставленных в пушкинских произведениях.
От театра и литературы к наиболее визуальному из искусств – скульптура как живое отражение человека завораживает и поднимает вечные вопросы. Студенты пытаются понять, что чувствуют и о чем думают дошедшие до нас и сохранившие свою мощь и величие древние изваяния.
Древности неразрывно связаны с историей. В нашем номере представлены публикации, посвященные вопросам истории образования, его роли в культуре и проблеме женского образования.
История общая сменяется историей конкретного города. Исследователи-социологи проводят экскурсию по культурным историческим местам Москвы. Выставка работ Е. Куманькова ставит вопрос, сможем ли мы разгадать исторический квест и найти забытое прошлое в настоящем. Несмотря на то что взгляд человека меняется, и то, что было когда-то значимым, теряет свою ценность, память остается, и она проглядывает в работах художников и на улицах города.
Культура – повсюду. О том, как она развивается в разных сообществах, как верования могут создавать обычаи, соблюдающиеся одними и отвергающиеся другими членами общества, повествует статья, посвященная статусу женщины в Индии.
Для любителей современного искусства в новом выпуске помещен блок статей о кино. Здесь авторы рассуждают о том, как коварна судьба гениев, идущих через тернии к звездам, чтобы через века они воскресали в своих произведениях. Как огромное зеркало, кинематограф способен отобразить человеческую культуру во всех ее проявлениях: творчество, политика, религия, образование… О культуре в целом и о различных ее сферах читайте в новом выпуске.
За поддержку и помощь в подборе и подготовке статей этого номера мы благодарим профессор Школы философии Елену Николаевну Князеву, доцента Школы культурологии Галину Александровну Вострову и доцента Школы философии Наталью Алексеевну Канаеву.
Редакция -
История и личностиТом 3 № 1 (2019)Дорогие читатели, мы рады представить Вам новый номер, на этот раз посвященный истории, историческим событиям и личностям. В этом номере мы постарались рассмотреть феномен истории с разных сторон. Для нас было важно определить, как историк работает с историческими документами и с их помощью конструирует историческое прошлое. Кроме того, мы посмотрели на историю глазами филолога, для которого сами исторические события становятся своего рода материалом для будущего произведения. Мы также обратились к проблемам философии истории и хотели показать, как философ осмысляет исторический процесс.
Исторический метод часто основывается на анализе разнообразных документов. Всегда ли они содержать достоверную информацию? Авторы нашего номера попытались сопоставить различные исторические свидетельства и выяснить, каким образом можно получить объективное, истинное представление о событиях, происходивших несколько сотен лет назад. Как историк может определить, какой источник наиболее достоверно описывает Земский собор 1613 года? Какие исторические документы позволяют восстановить ход «Хованщины» 1682 года? Как древнерусские летописи помогают установить причины возникновения чумы на Руси? Наши авторы постарались ответить на эти вопросы в рамках нового номера.
Не менее интересно было исследовать, как писатели могут работать с историческими событиями и как литература может «играть» с историей. Так, одна из статей номера посвящена тому, как Джеймсу Джойсу удается вплести в повествование романа «Портрет художника в юности» современные автору политические события. Кроме того, в новом номере вы узнаете много интересного об императрице Екатерине II, императоре Юлиане Отступнике и мемуаристке Наталье Долгорукой как об исторических деятелях сквозь призму литературы. Заключительная часть работ посвящена связи истории и философии. Мы хотели прояснить, почему для философии важно обращение к истории, и может ли философ как-то влиять на историю. Кроме того, в рамках нового номера был поставлен вопрос о том, какова роль зла в истории, может ли оно являться движущим механизмом истории, и значит ли тогда, что мир без зла – это мир без истории?
Мы приглашаем Вас вместе с нами поразмышлять над этим и другими вопросами в нашем новом выпуске. «Метаморфозис» является периодическим научным мультидисциплинарным изданием НИУ ВШЭ. Научные статьи для нашего журнала написаны студентами и проверены профессорами ВУЗа. Редакция журнала благодарит за помощь в подготовке номера: доцента Школы философии ФГН Алексея Анатольевича Глухова, преподавателя Школы философии ФГН Елену Валерьевну Бессчетнову.
Редакция -
Русские заметки: история, философия, литератураТом 2 № 3 (2018)
Дорогие читатели, вышел очередной номер студенческого научного журнала "Метаморфозис". Номер посвящен русской философии, истории и литературе.
Над номером работали студенты бакалавриата и магистратуры Факультета гуманитарных наук.
В этом номере мы представляем работы, охватывающие важные события истории России с конца XVI в. по XVII в., русскую прозу и поэзию. Также вы найдете интересующие вас темы по философии: от концепции Н.Г. Чернышевского до критики эмпиризма и идеализма А. И. Герцена.
Редакция -
Русская культура: философия, филология, музыкаТом 2 № 2 (2018)В мой последний год обучения в Вышке я решила принять участие в создании «Метаморфозиса». Как филологу, мне близко издательское дело, работа с текстом. Но меня также привлекла и идея журнала – и многие мои однокурсники высказывали ту же мысль – сохранять удачные работы, которые студенты пишут из модуля в модуль. Мне не раз думалось и до этого, что многие из работ заслуживают лучшей участи, чем быть прочтенными одним читателем – преподавателем. Я люблю иногда читать работы своих сокурсников, и здорово, что появилась такая платформа, помогающая расширить аудиторию до вполне профессионального уровня, ведь талантливых молодых авторов так много.
За время работы в «Метаморфозисе» мне довелось внимательно ознакомиться и с текстами философов, что всегда мне было очень интересно. Редакция журнала – уже профессиональный коллектив, совместными усилиями на достойном уровне воплощающий эту прекрасную идею. Отдельное спасибо Татьяне Юрьевне Сидориной за организацию нашей работы, а также за бесконечное понимание того, что такое трудовые будни (и трудовые выходные) любого студента. Для меня это был очень приятный и ценный опыт.
Зимина Лада, школа филологии
Особую благодарность выражаем Елене Валерьевне Бессчетновой – преподавателю Школы философии, заместителю заведующего Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога – за предоставленные материалы по русской философии.
Редакция -
Проблема культуры в философии, эстетике, филологии и культурологииТом 2 № 1 (2018)Дорогие читатели, наша команда рада представить вашему вниманию новый выпуск, в котором собраны материалы о вопросах культуры в освещении различных дисциплин. Под одной обложкой нам удалось объединить работы студентов трех школ гуманитарного факультета – философской, филологической и культурологической. Это первая наша попытка прорваться за рамки локальной alma mater, которая должна продемонстрировать не только заинтересованность редакции в сотрудничестве с коллегами по факультету и университету вообще, но и эффективность подобной коммуникации. Масштабный топос культуры – лишь одно из потенциальных полей для пересечения, над которым мы, вместе с нашими авторами, трудились в этот раз.
Результатом нашего партнерства стали представленные статьи, спектр тематики которых разнится от анализа бодлеровской лирики и эволюции смысловых акцентов в творчестве Камю до делёзианской парадигмы рецепции Ницше и теоретизации перформативности гендера. Живопись, кино, инсталляции, вопросы сценарного мастерства – наши авторы сказали о многом, и здесь уже, что называется, sapienti sat. А нам – не достаточно, поэтому глядя в оглавление номера, утвердитесь верой в нашу открытость новым горизонтам и ждите новостей о тематике следующего выпуска, чтобы предложить ваши наработки. Напоминаем, что следить за обновлениями, а также обращаться к уже опубликованным в журнале статьям можно на наших страницах вконтакте и фейсбуке.
Отдельно благодарим за сотрудничество Г.А. Вострову, помогавшую нам в подборе материалов. Этот выпуск стал также вторым для новоприбывших в нашу редакцию, приветствуйте: Ладу Зимину (наш филологический авангард) и Антона Куликова (философская передовая), а также Алену Матвееву и Екатерину Ткаченко.
Редакция
-
Философия историиТом 1 № 4 (2017)
Дорогие читатели, представляем вам 4 выпуск журнала "Метаморфозис", посвященный философии истории.
Внутри вы найдете множество вопросов и искренние попытки наших авторов ответить на них. Как менялась роль истории в системе познания? Почему поэзию считали более философичной, чем историю? В чем разница между Аристотелем и школой "Анналов"? Читайте статью Веры Шумилиной, чтобы получить ответы. Анна Винкельман рассуждает об эсхатологичности революционных потрясений на примере поэзии Тютчева. Дарья Чаганова пытается установить роль зла (или злодеев) в истории и заключает, что вершащий историю лишь много позже получает стабильный ярлык "благодетеля" или "злодея" - смысл же состоит именно в акте, который историю творит. Как можно соотнести историцизм со свободой воли? Александра Озерецкая ищет ответ, рассматривая материал на промежутке от поэтов и философов Древней Греции до Карла Поппера.
Егор Садаков разбирается в соотношении истории с философской мыслью. Может ли мышление обратиться к самому себе без помощи исторического опыта? Как будет выглядеть такая философия? Может ли философ мыслить так, будто до него не мыслил никто? Элина Ченцова рассматривает вопрос о том, насколько наше видение будущего обусловлено знанием прошлого. Насколько точным может быть такое видение? Даниил Морозов говорит о кризисе европейского проекта истории. Какие идеи Канта и Гегеля легли в основу Европейского Союза? Почему эти идеи так и не были полностью реализованы? И как все это связано с кризисом европейского проекта истории?
В чем ошибался Френсис Фукуяма? Наступит ли конец истории, и что это может значить для нас? Разбирается Илья Глазунов. Станислав Зверянов пишет о природе истории как науки, а также возможных путях ее устройства и возникающих на пути переустройства трудностях. Наконец, Анна Антипова спрашивает, насколько возможно вырваться за пределы своей исторической перспективы? Она пытается ответить на этот вопрос, выявляя 9 типов восприятия истории, обусловленных личными характеристиками конкретного лица и тем, в каком отношении оно находится к той или иной эпохе.
Читайте, обсуждайте, подписывайтесь. И ждите новых выпусков!
Редакция -
Этика, философия языка и музыкиТом 1 № 3 (2017)
Дорогие читатели, мы выпускаем третий номер журнала "Метаморфозис".
Внутри вы найдете пищу для рационального и эстетического начал. Маргарита Ерина рассматривает этические проблемы, связанные с искусственным интеллектом. Нужно ли относиться к ИИ как к человеку, наделять его правами? Варвара Бозова задает тот же самый вопрос, но в отношении животных. Арина Тихомирова пытается разобраться в природе садизма и ответить на вопрос о том, есть ли ситуации, в которых садист не будет виновен с этической точки зрения. Валерия Кудряшова разбирает теорию справедливой войны, выявляя ее сильные и слабые стороны. Анастасия Морозова рассматривает теорию Ноама Хомского о врожденной способности к языку и показывает, насколько она вписывается в современный академический дискурс.
Целых четыре статьи этого выпуска посвящены ассоциативной интерпретации музыкальных произведений. Евгения Минина, Георгий Семиглазов, Юрий Бочаров и Яна Амелина излагают свой опыт прослушивания произведений Шуберта, Брамса и Шумана.
Читайте выпуск, подписывайтесь на нас в социальных сетях и ждите новых выпусков!
Редакция