Медиевализм в малой прозе Ф.К. Сологуба
Аннотация
Статья посвящена исследованию рецепции средневековой культуры в малой прозе Федора Сологуба, в частности, в сборнике «Книга очарований». Автор определяет характер сологубовского медиевализма как квази-медиевальный, поскольку прямой контакт писателя с оригинальными текстами Средневековья не установлен, а образность заимствуется через посредников – русских и европейских романтиков, например, А.С. Пушкина. Ключевой целью Сологуба является не историческая реконструкция, а создание «чистейшей реальности», пространства, где возможно чудо, что сближает медиевальные образы с библейскими и сказочными. В работе подчеркивается, что средневековые мотивы функционируют в общем контексте символистской полемики 1900-х годов о мистическом анархизме и соборном индивидуализме. Особое внимание уделяется методологии Э.Р. Курциуса для анализа топосов и выявления культурных контактов. Автор приходит к выводу, что сологубовский медиевализм лишен социальной проблематики и служит исключительно целям амбивалентной поэтики, подчиняясь воле автора-демиурга. Исследование вписывает творчество Сологуба в общекультурный контекст Серебряного века с его тенденцией к историческим маскарадам и реконструкции прошедших эпох.