Политический смысл фигуры идиота (случай князя Мышкина)

  • Тихон Шейнов Образовательная программа "Философская антропология"
Ключевые слова: Арендт, действие, Христианство, мир, безмирность, Достоевский, князь Мышкин, аполитичность

Аннотация

В статье осуществляется анализ взглядов Ханны Арендт на аполитичность христианского мировоззрения, а также их использование в качестве концептуальной рамки для интерпретации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. В первой части работы автор раскрывает основные положения, касающиеся оппозиции приватного и публичного в теории Арендт, и указывает на противоречивый статус христианства в его отношении к области политического. С одной стороны, философ использует указание на книгу Бытия как аргумент в пользу обусловленности действия изначальным пребыванием человека во множестве и рассматривает учение Иисуса как особую интерпретацию веры, выступающей началом поступка, и чуда, которое составляет его принцип. С другой стороны, Арендт обращает внимание на безмирность (аполитичность) христианства, обусловленную эсхатологическим ожиданием конца мира, а также акцентом отдельных личностей (апостол Павел, Аврелий Августин) на одиночестве сотворенного человека. В наиболее явной форме эта амбивалентность выражена в понятии деятельного добра – поступка, чья необходимая включенность в мир сопровождается требованием радикального утаивания. Во второй части работы автор демонстрирует указанное противоречие на примере князя Мышкина – героя, ориентация которого сочетает в себе ключевые черты христианского миропонимания: негативность автора действия в отношении к миру, а также прерывание последствий действия, достигаемое его отменой в акте прощения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-14
Как цитировать
ШейновТ. (2022). Политический смысл фигуры идиота (случай князя Мышкина). Метаморфозис, 6(2), 21-33. извлечено от https://metamorphosis.hse.ru/article/view/14348