Политический смысл фигуры идиота (случай князя Мышкина)
Аннотация
В статье осуществляется анализ взглядов Ханны Арендт на аполитичность христианского мировоззрения, а также их использование в качестве концептуальной рамки для интерпретации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. В первой части работы автор раскрывает основные положения, касающиеся оппозиции приватного и публичного в теории Арендт, и указывает на противоречивый статус христианства в его отношении к области политического. С одной стороны, философ использует указание на книгу Бытия как аргумент в пользу обусловленности действия изначальным пребыванием человека во множестве и рассматривает учение Иисуса как особую интерпретацию веры, выступающей началом поступка, и чуда, которое составляет его принцип. С другой стороны, Арендт обращает внимание на безмирность (аполитичность) христианства, обусловленную эсхатологическим ожиданием конца мира, а также акцентом отдельных личностей (апостол Павел, Аврелий Августин) на одиночестве сотворенного человека. В наиболее явной форме эта амбивалентность выражена в понятии деятельного добра – поступка, чья необходимая включенность в мир сопровождается требованием радикального утаивания. Во второй части работы автор демонстрирует указанное противоречие на примере князя Мышкина – героя, ориентация которого сочетает в себе ключевые черты христианского миропонимания: негативность автора действия в отношении к миру, а также прерывание последствий действия, достигаемое его отменой в акте прощения.