«Будда и мир», или Социальная доктрина буддизма
Аннотация
Ядром социального учения Будды, выраженного в Палийском каноне, является идея об изначальном равенстве всех людей. Эту идею Учитель использовал в борьбе с брахманизмом. Равенство Пробужденный понимал как равенство возможностей всех сословий в достижении освобождения от земных страданий и доказывал этот тезис, опираясь на открытый им закон взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада). Стабильность и процветание государств он связывал с распространением во всех сословиях принципов буддийской этики: ненасилия, правдивости, нестяжания, воздержанности и непривязанности к миру.
На эти аспекты Буддха-дхармы обратил внимание Э.К. Уордер в шестой главе книги «Индийский буддизм». Целью данной статьи является ознакомление читателей с этой неожиданной социальной стороной древнего буддизма.