Взгляд, возвращающийся из могилы
опыт интерпретации скульптурной формы transi
Аннотация
В статье предпринимается попытка проинтерпретировать средневековую погребальную скульптурную форму transi в рамках понятийного аппарата, предложенного Жоржем Диди-Юберманом. Отправной точкой исследования становится феномен «раскола зрения», описанный Диди-Юберманом, а также оценка им христианского искусства как следа одного из способов укрыться от экзистенциально насыщенного опыта, переживаемого при контакте с могилой. Выявляются и сопоставляются фантазматически повторяющиеся в христианском искусстве образы пустой и полной могилы, образ полной могилы анализируется и интерпретируется как своеобразный вариант избегания раскола зрения. Погребальная скульптурная форма анализируется в отношении ее обращения к зрителю, в адрес которого она обращает эффект предстояния перед его собственной смертностью. Ключевая фигура, которой посвящена статья, это фигура взгляда, который в перспективе феноменологической мысли Мориса Мерло-Понти и Жоржа Диди-Юбермана наделяется проективной силой. В качестве примера используется погребальная скульптура в соборе святых Гервасия и Протасия в Жизоре, Верхняя Нормандия. Сделано предположение относительно экзистенциального переживания Angst в описании Мартина Хайдеггера, которое провоцирует скульптура, раскрываясь навстречу зрителю как насыщенный феномен.