Истолкование буддийского закона причинности пратитья-самутпада Э. Уордером
Abstract
Пратитья-самутпада (pratītya samutpāda), или закон взаимообусловленного возникновения, вместе с четырьмя благородными истинами, является основой буддийского учения освобождения от страдания. Об этом в четвертой после пробуждения беседе рассказал Будда своим первым пяти ученикам. Понимание закона взаимообусловленности причин и следствий необходимо для того, чтобы ступить на восьмеричный путь и вырваться из круговорота сансары, что является основной целью буддийского учения. В законе перечисляются двенадцать нидан, взаимозависимо возникающих и являющихся условиями всего мыслимого и воспринимаемого существования, познав которые, человек получает знание о дхарме – об универсальном закон бытия, который в настоящем, прошлом и будущем всеми открывается, открывался и будет открываться одинаково.