Парадокс «подпольного» своеволия в творчестве Ф. М. Достоевского: от самоутверждения к самоотрицанию

  • Николай Рябчинский Образовательная программа "Философская антропология"
Ключевые слова: Достоевский, своеволие, «подпольный» герой, Другой, Жирар

Аннотация

В статье предпринимается попытка раскрыть проблематику «подпольного» своеволия, представленного в творчестве Ф. М. Достоевского, с точки зрения парадоксальности этого феномена. Исходным тезисом данного исследования является признание, что стремление объявить своеволие жаждой самоутверждения, переходящей в произвол, полагается определяющим качеством «подпольных людей», к типу которых относится большинство героев Достоевского, начиная с повести «Записки из подполья». Исходя из анализа художественных произведений Достоевского («Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Бесы») показывается, как своеволие «подпольных» героев приводит их в состояние духовного рабства. Делается вывод, что извечное стремление «подпольных» героев самоутвердиться в конечном итоге логически и фактически приводит их к самоотрицанию, чем подтверждается принципиальная парадоксальность этого феномена. Особый акцент в статье делается на проблеме Я и Другого, представленную исследованием Р. Жирара.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-14
Как цитировать
РябчинскийН. (2022). Парадокс «подпольного» своеволия в творчестве Ф. М. Достоевского: от самоутверждения к самоотрицанию. Метаморфозис, 6(2), 12-20. извлечено от https://metamorphosis.hse.ru/article/view/14345