Малер и Гёте: 8 симфония – опыт преемственности
Аннотация
В статье последовательно представлены биографические и социокультурные обстоятельства создания Густавом Малером Восьмой симфонии, рассмотрена текстологическая структура симфонии и взаимосвязь ее частей между собой, важность выбора гимна Veni Creator Spiritus как текстовой основы для первой части симфонии. Проанализировано отношение Иоганна Вольфганга фон Гёте и Густава Малера к религии, а также отношение Малера к фигуре самого Гёте и его трагедии «Фауст». Анализ выбора композитором заключительной части «Фауста» в качестве текста для второй части симфонии показал, насколько философским был подход Малера при выборе именно этого текста в качестве основы. Проведен разбор музыкальной структуры финала симфонии и сделан вывод о роли Восьмой симфонии Густава Малера в фаустиане эпохи романтизма.