Этические идеи Л. Залусского и Т. Биллевича в контексте развития белорусской этической мысли XVII столетия
Аннотация
Статья посвящена особенностям развития белорусской этической мысли в XVII столетии, выявленным на основе сравнительного анализа трудов Л. Залусского и Т. Биллевича. Цель исследования – выявить специфику их этических идей и связь с развитием европейской философской мысли. В XVII столетии философия приобретает статус серьезной профессиональной дисциплины. В белорусском философском наследии выделяются не только социально-политические, религиозно-конфессиональные и национальные проблемы. Белорусским мыслителям было присуще особое внимание к вопросам морали, как отдельного индивида, так и общества. Ими инициировалось закрепление за этикой статуса особой учебной дисциплины и анализ нравственных отношений в рамках практической философии, которая называлась «философией моральной», или «учением о нравах». Идейным вдохновителем создания собственного морального учения Л. Залусского и Т. Биллевича послужил Аристотель: они использовали аристотелевскую дифференциацию на теоретическую и практическую философию, в рамках которой было осуществлено исследование этики как главной науки о человеке в противовес наукам о природе и наукам о способах познания. Оба мыслителя полагали философию полезной для воспитания личных и общественных добродетелей.