Музыкальные особенности и современная контекстуализация оперы «Из мертвого дома» Л. Яначека

в постановке национального Театра в Брно 2022 г.

  • Владислав Ладыгин магистр, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)
Ключевые слова: музыкальное искусство, Достоевский Ф.М., театр, язык, перевод, опера, Бахтин М.М., история искусства

Аннотация

Творчество Ф.М. Достоевского повлияло не только на литературную, но и на музыкальную культуру Запада XX в. Одним из важнейших произведений, основанных на его творчестве, стала опера чешского композитора Л. Яначека «Из мертвого дома», до сих пор популярная во всем мире. В статье мы показываем трансформацию «полифонизма» произведения Достоевского при интерсемиотическом переводе на музыкальный и сценографический языки на примере постановки Иржи Хержмана в нац. Театре Брно в 2022 г. Мы рассматриваем музыкальные особенности оперы, и показываем, как структурный полифонизм романа (по М. Бахтину) совершает символический «переворот» и выражается в подчеркнуто монофонических музыкальных формах одноголосия и ариозной структуры. В этой постановке также соединяются два последних крупных произведения Л. Яначека: опера «Из мертвого дома» и Глаголическая Месса. В статье мы также обсуждаем то, как их музыкальные языки резко контрастируют, как месса «высветляет» трагичную концовку оперы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2023-10-13
Как цитировать
ЛадыгинВ. (2023). Музыкальные особенности и современная контекстуализация оперы «Из мертвого дома» Л. Яначека. Метаморфозис, 8(1), 67-75. извлечено от https://metamorphosis.hse.ru/article/view/18107
Раздел
Музыкальная достоевиана