Спиноза как Великий Инквизитор

  • Тимофей Харитонов Образовательная программа "Философия"
Ключевые слова: Достоевский, Спиноза, Лейбниц, Теодицея, Имморализм

Аннотация

Вопрос о связи Достоевского со Спинозой почти никогда раньше не обсуждался в исследовательской литературе. Тем не менее, достаточно четкое поле для сопоставления данных мыслителей обнаруживается в контексте проблемы теодицеи. Именно неразрешенная теодицея приводит Ивана Карамазова к отказу от свободы и моральной ответственности в пользу диктата Великого Инквизитора. Аналогичным образом конфликт между метафизическим и моральным совершенством мира, невозможность обосновать необходимость зла, не только как метафизической предпосылки для конечной гармонии, но и как явление морально совершенного миропорядка, приводит Теодицею Лейбница к дефляции морали и квази-спинозистскому диктату необходимости. Как и Лейбниц, как и Иван Карамазов, Спиноза исходит из изначального гармонического устройства мира, но говорит лишь о метафизической гармонии, упраздняя категорию морали как таковую. И Спиноза, и Великий инквизитор, предлагают отказаться от представления о добре и зле в пользу единственной категории «необходимо». Но если для Спинозы эта необходимость суть явление чисто метафизическое, логически выводимое из сущности природы и Бога, то Великий Инквизитор сам своим диктатом воплощает необходимость в социальное измерение как элемент своей антихристианской утопии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
ХаритоновТ. (2022). Спиноза как Великий Инквизитор. Метаморфозис, 6(1), 35-41. извлечено от https://metamorphosis.hse.ru/article/view/17146