Опера Р. Штрауса «Электра»
исторический контекст и особенности музыкальной формы
Abstract
В статье исследуются и анализируются средства музыкальной выразительности, задействованные Р. Штраусом для передачи в своей опере «Электра» духа новых общественно-культурных воззрений, оформившихся на рубеже XIX-XX веков. Подчеркивается, что в данный период “fin de siècle” многие античные сюжеты из древнегреческой истории подвергались интеллектуальному переосмыслению с точки зрения идей З. Фрейда, Ф. Ницше и И. Бахофена. В работе обращается внимание на то, что пьеса «Электра» Г. фон Гофмансталя противопоставляла гуманности и рациональности канонического текста одноименной античной трагедии Софокла «гегемонию женской фигуры», «дионисийское неистовство», аморальность человеческой натуры и торжество ее внутреннего психологизма. Отмечается, что для отражения подобных черт, сообразующихся в пьесе Гофмансталя с интеллектуальными течениями нового времени, Р. Штраус в своей опере обратился к использованию неконвенциональных и провокационных музыкальных приемов. В статье дается подробное описание того, как в тех или иных частях оперного произведения Штраус задействовал диссонансы в оркестровых партиях, сбивчивые ритмические построения, спорадические декламационные вокальные линии. В качестве заключения представлено суждение о том, что несмотря на достаточно неблагосклонное принятие публикой оперы «Электра», с течением времени оно стало восприниматься как образец экспрессионистского, экспериментального оперного произведения и как значимый представитель авангардистского театра Европы начала XX века.