Будущее, как известно, во многом определяется знанием о прошлом. Проблема сохранения памяти сейчас достаточно актуальна, к ней обращаются политики, мыслители, деятели искусства. Особое внимание ей было уделено на Первом международном философском форуме «Осмысляя Россию», прошедшем в этом сентябре в Москве, на котором среди прочих была поднята проблема наименования столичных улиц. Осенний номер нашего журнала мы решили выпустить под эгидой сохранения памяти о значимых философах, писателях и художниках, трудившихся в Москве, таким образом концептуально развивая тему предыдущего, а именно: выбора нашего будущего.
Первый блок этого номера, посвященный философии в русской литературе, открывает статья Антона Кондратенко, который анализирует основные идеи и ищет скрытые смыслы в сказке Владимира Одоевского
«Городок в табакерке». Детская и, на первый взгляд, простая сказка содержит в себе потенциал для иного, философского прочтения, предполагает нравственные и политические сюжеты, в числе которых содержится критика философской концепции утилитаризма И. Бентама.
Иллюстрацией к статье служит работа выпускницы Школы философии и культурологии Елены Ашуровой, заслуживающая особого внимания. Художнице удалось не просто визуализировать сказку В.Ф. Одоевского, но и сохранить её идейную «многослойность».
Восприятие иллюстрации зависит от прочтения самого произведения о табакерке. Для кого-то на картине явно выделится свет, проникающий внутрь табакерки; другой обратит внимание на обезличенные силуэты, наполняющие механизм музыкальной шкатулки. Кажется, что внутренний мир нарисованной табакерки, как и в сказке, содержит в себе куда больше, чем мы можем представить. Можем ли мы «примерить» образы искусства к нашей повседневной действительности? Дает ли иллюстрация ответы на наши вопросы или, напротив, порождает ещё больше загадок?
Каждый читатель ответит на эти вопросы по-своему. Точно можно лишь сказать лишь одно: сказки, в которые мы верим, ещё живут на земле. Поэтому, наверное, даже самые невероятные мечты могут наводить нас на размышления, прямо связанные с нашей жизнью.
Продолжают блок две статьи, посвященные философскому анализу творчества Михаила Лермонтова и рассмотрению его поэмы «Демон».
Ренард Девликамов предпринимает попытку сравнения образов Демона в поэме Лермонтова и стихотворениях А. Пушкина для выявления и осмысления философских предпосылок художественного миросозерцания поэтов, отмечает полярность их взглядов на смысл жизни. Елизавета
Кожевникова обращается к анализу поэмы Лермонтова сквозь призму экзистенциальной философии С. Кьеркегора. В образе Демона выявляются пересечения с такими формами отчаяния, описанными Кьеркегором, как отчаяние возможности, герметизм и отчаяние-вызов.
Второй блок выпуска включает в себя три актуальные статьи. Мария Дынкина подробно разбирает критику советского философа Э.В. Ильенкова в отношении А.А. Богданова и других сторонников субъективизма. В своеобразной интерпретации махизма Богданова Ильенков видит прямой путь к построению технократического общества, что было реализовано, по мнению философа, в советском государстве. Интересны статьи двух белорусских исследователей. Глеб Личевский актуализирует социально-политические идеи Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина в ракурсе глобализационного проекта современности и эскалации турбулентности в международных отношениях. Полина Навицкая исследует белорусскую этическую мысль XVII века, производит сравнительный анализ трудов Л. Залусского и Т. Биллевича, выявляет специфику их этических идей, на которые, как отмечается, повлиял Аристотель, и связь с развитием европейской философской мысли. Любопытен практический характер их философии, в которой особое внимание уделяется моральным вопросам.
Завершают номер три статьи из блока об искусстве. Никита Покровский обозревает творчество художника-урбаниста Евгения Куманькова. В городских пейзажах Куманьков не просто изображает архитектурные формы, создает целостный образ Москвы как среды и живой памяти о прошлом ради нашего будущего. Игорь Молвинских исследует исторический контекст и анализирует средства музыкальной выразительности, задействованные Р. Штраусом для передачи в опере «Электра» духа новых общественно-культурных воззрений, оформившихся на рубеже XIX-XX веков. Композитор обращается к использованию неконвенциональных и провокационных музыкальных приемов, с течением времени «Электра» начинает восприниматься как образец экспрессионистского, экспериментального оперного произведения и как значимый представитель авангардистского театра Европы начала XX века. Юлия Ситникова рассматривает оперу Ф. Альфано «Сирано де Бержерак» – высокохудожественное произведение зрелого мастера, нашедшего для воплощения в музыкальном театре полюбившейся всему миру пьесы свой собственный язык.
Редакция журнала «Метаморфозис» благодарит Сидоренко Ирину Николаевну, доктора философских наук, профессора, а также заведующую кафедрой философии культуры Белорусского государственного университета, кандидата искусствоведения, преподавателя Московской государственной консерватории Сафонову Александру Анатольевну за помощь в подготовке статей этого номера.

Редакция

Опубликован: 2024-11-11