-
21
-
16
-
10
-
10
-
10
Дорогие друзья! Новый выпуск журнала «Метаморфозис» вновь обращается к исследованиям в области Востоковедения, рассматривая мир Востока с самых разных сторон его насыщенной жизни.
В сознании европейской культуры Восток всегда представлялся невероятным пестрым по содержанию полем, где духовное сочеталось с материальным, где разные регионы беспокоили различные проблемы, чаяния и задачи, и где народы Востока следовали своим идеалам и ценностям. Если прийти в востоковедение с позиции изучения строго определенной области, будь то религия или сфера культуры, нам никогда не удастся прочувствовать все многообразие восточной жизни, тем более если мы выберем остановиться на одном конкретном регионе.
Поэтому в лежащем перед читателем выпуске раскрывается многоликость восточной мысли. Тему религиозной эволюции поднимает Павел Гущин, обращая внимание читателей на развитие понятия «Боддхисатвы» в махаянском буддизме: если в предшествующей традиции буддистской тхеравады «Боддхисаттва» считался лишь одним из эпитетов Будды, то в традиции махаяны он становится деятельным актором религиозной жизни, что добровольно отдает себя на учение людей буддистским истинам и помогает им в обретении нирваны.
В буддизме также обнаружились и параллели с совершенно инаковой для него школой феноменологии Эдмунда Гуссерля. Мария Калинич указывает в своей статье, что школа виджнянавады и гуссерлевская феноменология одинаково отдают приоритет не трансцендентной составляющей вещей и природы, а непосредственной данности явлений и восприятий сознанию, самому процессу познания. И если феноменология, в силу господства западного рационализма, стремится из этого лишь улучшить наши способы познания мира, то буддизм наставляет последователей на практику медитации и разрыву с иллюзорным миром.
Но буддизм, появившийся в Индии, не исчерпывает собой всю ее культуру, что с готовностью показывает Анастасия Сухарева на примере актуальных проблем в индийском обществе. Для Европы индийское кино представляется чем-то далеким, порой кустарным, и связанным лишь с песнями и танцами. Но в своей статье автор указывает на перелом в гендерном сознании индийцев и связывает его с кинематографом, демонстрирующим приход общества к слому патриархальных и традиционных установок касательно роли женщины в брачной жизни.
Кино также находит упоминание в исследовании Сергея Наумова образа жизни самураев на закате их исторической роли. Отталкиваясь от кинокартины «Последний самурай» исследователь задается вопросом о соотношении реального и вымышленного, о подлинном положении дел в самурайском военном деле и анализу миссии прототипа главного героя фильма французского офицера Жюля Брене.
В исследованиях Японии также принял участие Оскар Рамеев, поставивший задачу изучения вовлеченности Японии в формирование целей устойчивого развития (ЦУР). Наряду с остальными странами, Япония включена в проблемную повестку антропогенной нагрузки на природу, а чтобы оценить ее усилия по разрешению экологических проблем, автор представляет уникальную модель оценивания ЦУР для государства. Отмечая, что Япония успешно прошла по всем пунктам оценочной модели, в исследовании предлагается применить эту модель для анализа и остальных государств.
Китай представлен в этом выпуске в двух статьях, посвященных кардинально разным областям культуры. Анастасия Левченко обратилась к теме традиционных китайских астрологических предсказаний. Автор показывает, как придворные астрологи пытались предвидеть грядущее в период неспокойной эпохи империи Тан, порой подстраивая объективные астрономические события под нужный им субъективный нарратив. Как видно, некоторые процессы не теряют актуальности и на сегодняшний день.
Петр Ткач же обратил свой исследовательский взор на китайскую литературу, поставив вопрос о том, насколько исторично описание одежды времен эпохи Сун в романе Ши Найаня «Речные заводи». Эта работа исследует вечную художественную проблему точности передачи быта описываемых в литературе времен, когда порой писатели искажают образ жизни своих героев, просто транслируя свою «моду» (раз уж речь зашла об одежде) на предшествующие эпохи.
Наконец, очень близкая к нам в плане методики и жанра тема раскрывается Александрой Атамановой и Ксенией Ахошиной в их статье, посвященной тенденциям развития востоковедения через анализ периодических журнальных изданий западных стран и, в частности, России. Выделив три периода развития исследовательских тенденций ученых-востоковедов, авторы обнаружили не только расхождение между Западом и Россией, но и разницу в исследовательских ориентирах московской и петербургской востоковедческих школ. Мы приглашаем читателя, после прочтения данной статьи, определить, к какой из школ относится лежащий перед ним журнал.
В этом выпуске мы постарались передать все многообразие Востока и его мысли, чтобы каждый из читателей обязательно смог найти то, что его увлечет, заинтересует и побудит к дальнейшему изучению богатой культуры Востока.
Мы рады, что вы, дорогие читатели, продолжаете интересоваться нашими публикациями. Благодарим вас за это также сердечно, как и авторов с редакторами, что продолжают вносить свою лепту в развитие журнала и науки. Оставайтесь с нами, ведь, даже несмотря на пройденный путь, все только начинается.
Наша редакция выражает признательность за помощь в подготовке номера преподавателю Школы востоковедения Марии Владимировне Ефименко и профессору Школы философии и культурологии Наталии Алексеевне Канаевой.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на нас в социальных сетях!
Редакция