-
12
-
12
-
10
-
9
-
8
Дорогие друзья! Очередной выпуск так заинтересовавшего читателя журнала «Метаморфозис» посвящен, главным образом, рассмотрению философских воззрений великого русского писателя-мыслителя Ф.М. Достоевского, также публикуем другие интересные материалы.
Тимофей Харитонов рассматривает особенности формирования оригинального эстетического мировоззрения Ф.М. Достоевского. Сравнивая развитие отношения русского писателя к философии Ф. Шиллера, развитие его отношения к сущности «прекрасного» и «утилитарного» в искусстве, Т. Харитонов показывает, как шиллеровские идеи явились фундаментом для самобытного христианского мировоззрения нашего великого соотечественника.
Анализируя рассказ «Сон смешного человека», Анастасия Илюхина сравнивает философские взгляды Ф.М. Достоевского на собственную жизнь с воззрениями Ф. Шеллинга, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Ницше, рассуждает об индивидуальности личности и эгоизме, взаимоотношении «юродивого» и «толпы».
Анализируя три ипостаси понятия «Другого» в романе В.В. Набокова «Дар», Елена Демьянова показывает раскрытие главным героем, Ф.К. Годуновым-Чердынцевым, своего творческого литературного дара и нелегкий путь обретения им себя.
Тему номера в этот раз определил исследовательский проект, в котором участвовали студенты разных образовательных программ НИУ ВШЭ. В центре внимания авторов статей - связь творческого наследия Ф.М. Достоевского с музыкальной культурой.
Владислав Ладыгин представляет автобиографичную повесть Ф.М. Достоевского о жизни в Омском остроге «Записки из мертвого дома», ставшую литературной основой для создания чешским композитором Л. Яначеком оперы «Из мертвого дома». На примере авторской интерпретации режиссера И. Хержмана В. Ладыгин сравнивает литературный язык русского писателя и музыкальный язык чешского композитора.
Еще одно музыкальное воплощение произведения Ф.М. Достоевского анализирует Николай Малинин. По мнению исследователя, опера современного российского композитора А.П. Смелкова и либреттиста Ю.Г. Димитрина «Братья Карамазовы» уникальна и передает глубокие философские и религиозные идеи великого русского писателя.
Статья Юлии Южаковой посвящена рассмотрению истории создания Ф.М. Достоевским романа «Идиот», а также рассмотрению музыкального языка композитора М.С. Вайнберга и литературного переложения драматурга А. Медведева, создавшим оперу по этому роману. Ю. Южакова показывает, как в опере через мир страстей, любви, интриг и загадочной духовности выражаются философские взгляды писателя на свободу и правду.
Елена Яковенко уделяет внимание влиянию музыки на жизнь и творчество Ф.М. Достоевского с одной стороны, а с другой – влиянию творчества самого писателя на музыкальную и театральную культуру. Автор рассматривает повесть «Белые ночи» и одноименную оперу композитора Ю.М. Буцко; также освещается биография великого русского писателя и его влияние на творческие изыскания композитора.
Музыкальную тему номера продолжает статья Инь Гофэн и Александры Анатольевны Сафоновой, в которой освещаются вопросы обучения певцов в Китае: этапы формирования системы преподавания, уровни подготовки, рассматриваются ВУЗы, где можно получить вокальное музыкальное образование, китайские вокальные конкурсы, а также приведены русские песни и романсы в педагогическом репертуаре Китая. Причину того, что русский романс занимает скромное место в китайской системе музыкального образования, авторы видят, главным образом, в отсутствии в Китае русско-китайских изданий хрестоматий и учебных пособий по русской вокальной лирике.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на нас в социальных сетях!
Редакция