Дорогие читатели, представляем вашему вниманию третий выпуск седьмого тома журнала «Метаморфозис»! В этот раз мы решили коснуться темы Востока, рассмотреть самые разные ее аспекты. Ряд статей посвящен вопросу о буддизме, но есть и другие, не менее любопытные материалы.

Работы Никиты Баркова, Валерии Николаевой и Екатерины Чекалиной посвящены анализу труда известного британского филолога-индолога Энтони К. Уорда «Индийский буддизм». Статьи основаны на переводах фрагментов данной работы, в которых дается реконструкция важнейших концепций буддизма. Никита Барков рассуждает о реконструкции Уордером семи главных тем – теоретической и практической основы учения Будды. Валерия Николаева показывает, каким образом Уордер излагает буддийский закон причинности (пратитья-самутпада). Екатерина Чекалина анализирует реконструкцию Уордером социальной доктрины буддизма, тесно связанной с представлением о причинности и вытекающей из него идее о равенстве всех людей.

К этому блоку примыкает ряд других статей. Элина Котова рассуждает о принципе ахимсы (ненасилия) в мировоззрении и деятельности Махатмы Ганди, показывая личностные истоки его взглядов и их специфику на фоне традиционной индийской культуры: индуизма, буддизма и джайнизма. Айдар Фаряхутдинов исследует вопрос о взаимодействии синто и буддизма в Японии, доказывая, что буддистское учение преобразило синто на уровне мифо-ритуала, но не затронуло фундаментальных форм синтоистского мышления.

Екатерина Туманян задается вопросом о том, служит ли имагинативный ориентализм, западный образ Востока, лишь «агентом влияния имперализма», или в нем есть что-то помимо инструмента доминирования? Автор опровергает критику имагинативного ориентализма Э. Саидом, опираясь на литературное наследие Германа Гессе – повесть «Сидхартха» и роман «Игра в бисер». Ксения Ахошина показывает, как изменялся в России образ Китая в публицистической и научной периодике времен начала XIX – начала XX вв.

Следующие две работы связаны с литературными произведениями. Анастасия Жбанова, изучая произведение А.В. Дружинина «Русский черкес», показывает, как обманчивы литературные мифы и этнокультурные стереотипы. Статья Мариам Квелиашвили посвящена поэме XII-XIII вв. «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели. Мариам показывает, с одной стороны, вписанность образов главных героев поэмы в общую традицию грузинской литературы, с другой стороны – то, как эти образы изменились в персидской миниатюре последующих веков. В завершение номера Илья Онегин предлагает читателям ознакомиться с переводом текста Ханса Блюменберга о противопоставлении атомной морали и атомной стратегии.

Выражаем благодарность преподавателям Национального исследовательского университета «Высшая школа философии», оказавшим помощь и поддержку в подготовке этого номера – профессору Школы философии и культурологии ФГН Наталии Алексеевне Канаевой, доценту Школы филологических наук ФГН Алексею Владимировичу Вдовину, доценту Школы философии и культурологии ФГН Александру Владиславовичу Михайловскому и преподавателю Школы Востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики Марии Владимировне Ефименко.

Выпуск получился весьма «концентрированным», поэтому любителям восточной тематики данные работы точно покажутся интересными. Впрочем, приглашаем к ознакомлению и всех остальных.

Читайте, комментируйте, подписывайтесь на нас в социальных сетях!

Редакция

Опубликован: 2023-04-25

Весь выпуск